Проектирование пневмомагистрали – важнейший этап в обеспечении сжатым воздухом любого предприятия. От того, насколько грамотно будет выполнена эта задача, зависит очень многое. Важно не только оптимизировать первоначальные вложения на этапе строительства пневмосети, но и свести к минимуму будущие потери энергии. Задача эта решается в несколько этапов:
- Составляется карта потребителей сети сжатого воздуха с указанием расходов и давлений сжатого воздуха по точкам. Учитывается коэффициент загрузки оборудования, необходимый коэффициент запаса, рабочие диапазоны давления оборудования, необходимая степень очистки.
- Создается схема расположения пневмолиний по давлениям с расчетом оптимальной конфигурации и диаметров трубопроводов по участкам, в зависимости от расчетных расходов. Проводится ее оптимизация с точки зрения сокращения маршрутов движения сжатого воздуха или газа, минимизации диаметров труб.
- Осуществляется выбор конструктивного исполнения трубопроводов (материал, способы соединения труб, крепления труб).
Необходимо учесть множество факторов, таких как стоимость трубопроводов, их коррозионная стойкость, масса труб, возможность проведения сварочных работ, устойчивость к воздействию окружающей среды, перекачиваемая среда, рабочее давление, степень чистоты сжатого воздуха или газа и множество других. - Определяются наиболее предпочтительные способы прокладки трубопроводов по участкам, высоты прокладки, уровни, точки перехода между помещениями и сквозь межэтажные перекрытия. Учитываются архитектурные особенности здания, конфигурация помещений, существующие и проектируемые коммуникации, такие как отопление, водоснабжение, газоснабжение, вентиляция, освещение, электропроводка и сигнальные линии, расположение технологического оборудования, проходов и проездов.
Реализация данных этапов происходит не всегда последовательно, иногда приходится пересматривать уже принятые технические решения в силу того, что в процессе эскизного проектирования появились новые факторы, которые невозможно было учесть сразу.
Часто проектирование различных видов коммуникаций ведется одновременно разными организациями и требует постоянного взаимодействия между ними, только в этом случае можно получить на выходе нормальный проект, не оторванный от реальности. И только после проработки эскизного проекта можно приступать собственно к рабочему проектированию.